Михаил: "Кто как Бог"
Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов, стоящих на страже Божьего закона.
Архангел Михаил — («Кто как Бог») вождь небесного воинства, главный архангел; покровитель израильского народа. Упоминается в Книге пророка Даниила. В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, в результате которой великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и Сатаною, низвержен на землю. Архангел Михаил — архистратиг (греч. αρχιστρατηγός, «главнокомандующий») — глава святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.
Изображения
В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьем в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На болеее поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами диавола, в левой руке держит финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест либо держит в руках пламенный меч и щит. Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе так называемого «ангельского деисуса». Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».
Архангел Михаил — один из щитодержателей на Гербе Российской империи.
Орден святого Михаила Архангела — династическая награда Российского Императорского Дома.
Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска, Киева (он изображён на гербах этих городов) и Сочи. В Киеве ему посвящён Михайловский златоверхий монастырь.
Празднования и упоминания
Празднование 21 ноября Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.
Упоминается в канонических книгах:
Дан. 10, 13; 12, 1.
Иуд. ст. 9.
Откр. 12, 7-8.
Когда восстал сатана против Бога, говоря "выше звезд Божиих вознесу престол мой…, буду подобен Всевышнему" (Ис. 14;13-14), тогда же противостал ему Архангел Божий Михаил, отвечая: "Кто подобен Богу? Никто как Бог!". И разделился тогда весь Ангельский мир.
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник." (Апок.12;7-10).
С тех пор Бог благословил сего ревностного Архангела на участие в духовных бранях в качестве Архистратига сил безплотных и назвал его Михаилом, что в переводе означает – Кто яко Бог. Кто равен Богу.
В книге "Руководство к написанию икон святых угодников" говорится о том, что святой Архангел Михаил "изображается попирающим (топчащим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в знаменование победы Креста над диаволом". (Академик В.Д.Фартусов, Москва, Синод.Тип., 1910, стр.226).
Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: "Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, - низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее.
...Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением" (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).